При складировании, сушке и переработке зерновых требуется перемещение огромного объема сыпучих грузов разной плотности и влажности. Для подъема зерна и засыпания в бункеры используют специальные механизмы — нории. Конструктивно, это вертикальный конвейер, состоящий из ленты, на которой закреплены норийные ковши. Бесконечная лента, вращаясь вокруг верхнего и нижнего барабанов, зачерпывает зерно ковшами, поднимает его и высыпает в верхней точке, где меняется направление движение при огибании барабана.
Составные части нории:
- верхняя головка, направляющая поток зерна;
- нижний башмак, где происходит зачерпывание зерна;
- транспортировочные норийные ковши;
- электропривода в верхней части;
- ленты, натянутой на нижний и верхний барабаны.
Многие модели норий используют
ковш нории пластиковый, как более доступный по цене, долговечный, легкий и устойчивый к коррозии.
Виды норий
На элеваторах, зернохранилищах, мельницах и хлебокомбинатах используют два вида норий — ленточные и цепные. Также выделяют быстроходные и тихоходные модели. Следующий вид классификации — по способу установки. Это нории стационарные (встроенные), мобильные. По виду подъемного оборудования — ковшовые, люлечные, полочные. Часто для загрузки зерна и муки используют
ковш нории без дна, как создающий минимальное сопротивление и обеспечивающий высокую продуктивность.
Ковши и ленты снаружи защищены трубчатыми коробами, исключающими просыпание зерна и риск воздействия внешних факторов на движение ленты и груза. Короба, или шахты, изготавливают из стали, устойчивой к коррозии и не вступающей в химические реакции с зерном. Нория представляет собой цельный комплекс оборудования, оснащенный системой отвода пыли, противопожарными средствами и электрическими предохранителями.